«От знаков к буквам, от бересты к страницам»- познавательное путешествие

Сейчас трудно представить, что когда – то были времена, когда люди не знали, что такое книга. Все знания хранились у них в голове, и вечерами, сидя у костра, люди рассказывали друг другу истории по памяти. Но память человека – это не то же самое, что память современного компьютера, её возможности ограничены. Когда информации накапливается слишком много, удержать ее в голове становится невозможно, что – то обязательно забудется! И люди придумали книгу. Только случилось это не сразу, а постепенно, шаг за шагом, от самых простых, начерченных на земле закорючек и палочек до той книги, что вы держите в руках.

А началось все с берестяных грамот. На Руси в качестве материала для письма использовалась береста. Береста – это наружная часть берёзовой коры, из которой вырезали пластины небольшого размера. На них с помощью специального инструмента, который назывался «писало», выцарапывали буквы. Такие письма на кусочке коры называли берестяными грамотами.
В берестяных грамотах в основном содержались записи о повседневной жизни. До нашего времени сохранилось не так много берестяных грамот т. к. береста очень хорошо горит, трескается и ломается. Большинство грамот было найдено при раскопках территорий Новгородского Кремля. Они столетиями лежали в болотистой почве, но все – таки ученые смогли их прочитать, а все потому, что береста устойчива к гниению.
В старину книги писались от руки. Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства. В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. Писали их люди, которых называли летописцами.
Чтобы ответить на главный вопрос – «Когда на Руси появилась первая печатная книга?»
В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечо. Лицо его серьезно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Фёдоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы.
Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному – книгопечатанию.
В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславцев.
В техническом отношении «Апостол» выполнен превосходно». Шрифт сделан с большим искусством: начертания букв четкие, строки текста безукоризненно прямые. Книга напечатана в два приема: сперва текст черной краской, затем красной краской выделяемые буквы; краски нигде не смешаны.
Рисунок заставок и инициалов чрезвычайно рельефный и четкий. Вместо употреблявшихся ранее хвостатых чудовищ, избранный Федоровым рисунок заставок был простым и носил национальный, русский характер.
«Апостол» явился новым этапом в оформлении русской книги, он положил начало новому стилю.
Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии, несмотря на то, что эта книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного храма (освящение и служба в храме невозможны без Напрестольного Евангелия), оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Св. Писания. В этом отношении издание «Апостола» еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со «смутой» путем церковного просвещения.
После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стал готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. По «Часовнику» учили детей грамоте. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника.
После нее появились и другие. Все меньше оставалось сходства между печатной и рукописной книгой. Менялся шрифт. От руки выписывать мелкие буквы было очень трудно, а печатный станок делал это легко. На смену громадным фолиантам пришли небольшие по размерам книжки, напечатанные убористым шрифтом. Книги становились доступными многим людям.
Адрес видео: https://youtu.be/qrKs-fnAhfY